Новости и аналитика Аналитические статьи Публично-правовые компании – закат эры госкорпораций?

Публично-правовые компании – закат эры госкорпораций?

Публично-правовые компании – закат эры госкорпораций?2 октября вступят в силу нормы, позволяющие создавать в России юридических лиц особой организационно-правовой формы – публично-правовые компании (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – закон о публично-правовых компаниях). Ими будут называться унитарные некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на основании специального федерального закона, или создаваемые в силу указа президента. Соответственно, в роли учредителя таких организаций может выступать исключительно государство (ч. 1-2 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Между тем такие организации могут быть также созданы и путем реорганизации уже существующих государственных корпораций и компании, а также акционерных обществ, где единственным участником является Россия, за некоторым исключением. Так, не могут стать преобразованными в публично-правовую компанию госкорпорации "Внешэкономбанк", "Агентство по страхованию вкладов", "Ростех", "Росатом" и "Роскосмос". Такие ограничения прямо закреплены в законе (ч. 3-4 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Таким образом, можно предположить, что препятствий законодательного характера для преобразования, например, АО "Роснано" или госкорпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в форму публично-правовой компании нет.

НАША СПРАВКА

Унитарными называются такие юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Помимо публично-правовых компаний к унитарным относятся ГУП и МУП, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организаци и религиозные организации (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).


Следует добавить, что в ГК РФ в рамках реформы гражданского законодательства уже сейчас внесены необходимые для создания и начала работы публично-правовых компаний изменения. В частности, в перечень предусмотренных ГК РФ организационно-правовых форм некоммерческих организаций включены и компании нового вида (подп. 11 п. 3 ст. 50 ГК РФ, подп. "б" п. 3 ст. 1 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").

Для чего будут создаваться публично-правовые компании

Среди основных целей создания и функционирования публично-правовых компаний законодатель выделяет несколько. Эти организации будут учреждаться для: 

МНЕНИЕ

Саяфарова Снежанна

Саяфарова Снежана, юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнёры":

"Как отмечают разработчики закона о публично-правовых компаниях, он направлен, в первую очередь, на создание более эффективного механизма регулирования деятельности госкорпораций и госкомпаний. Ранее такой контроль осуществляется точечно, посредством принятия законов о создании той или иной корпорации, что является довольно обременительным и трудоемким процессом, так как любое изменение положений о госкорпорации или госкомпании требовали принятия по каждому частному случаю федерального закона. Закон о публично-правовых компаниях позволяет снять эту проблему посредством закрепления общих правил для всех публично-правовых компаний. При этом более детальное регулирование будет осуществляться не только федеральными законами о создании конкретной организации, но и актами президента и правительства, вносить изменения в которые значительно проще".


  • проведения государственной политики;
  • предоставления государственных услуг;
  • управления государственным имуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики;
  • реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов;
  • выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера (ч. 5 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Перечисленные цели говорят о том, что, как инструмент реализации государственной политики, публично-правовые компании способны выполнять намного более широкий спектр задач по сравнению с деятельностью ныне действующих госкорпораций и госкомпаний, которые учреждаются в целях осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Напомним, правовой статус этих юридических лиц закреплен ст. 7.1-7.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Возможности, которыми будут обладать публично-правовые компании, также заметно отличаются от предоставленных сегодня госкорпорациям и госкомпаниям полномочий. Так, новые компании смогут приобретать активы и учреждать коммерческие и некоммерческие организации, а также создавать филиалы и открывать представительства не только на территории России, но и за рубежом. Кроме того, они смогут участвовать в различных ассоциациях и союзах. При этом собственность этих компаний, будет защищена от возможных исков, заявленных к государству – публично-правовые компании не будут отвечать по государственным обязательствам. Также законом предусмотрена специальная процедура защиты особо ценного имущества компаний – правительством может быть установлен перечень имущества на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам публично-правовой компании (подп. 1-3 ч. 4, ч. 8 ст. 5, ч. 2 ст. 6 закона о публично-правовых компаниях).

Следует отметить, что приведенный в законе перечень прав не является закрытым – вновь образуемая публично-правовая компания сможет быть наделена дополнительными правами, предусмотренными актом об ее создании (ч. 5 ст. 5 закона о публично-правовых компаниях).

Имущество публично-правовых компаний будет формироваться, в основном, за счет государственного имущественного взноса. В то же время этим компаниям может быть передано и имущество преобразуемых юридических лиц, а также добровольные имущественные взносы иных субъектов. В связи с этим внешний аудит этих организаций будет осуществлять Счетная палата РФ и другие компетентные органы. При этом доходы, полученные публично-правовой компанией от осуществления своей деятельности будут переходить в ее собственность (ч. 9 ст. 5, ч. 1 ст. 6 закона о публично-правовых компаниях).

Добавим, что публично-правовые компании будут являться заказчиками в сфере регламентированных закупок и осуществлять их на основании Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". А положение о закупке будет утверждаться наблюдательным советом компании (ст. 27 закона о публично-правовых компаниях).

Как будет осуществляться управление публично-правовыми компаниями

В первую очередь авторы закона предусмотрели возможность осуществления Президентом РФ различных полномочий в отношении публично-правовых компаний напрямую. Правда, конкретных полномочий в законе о публично-правовых компаниях не названо, они могут быть определены опять же в учредительных документах, в ходе создания компании (ч. 10 ст. 5 закона о публично-правовых компаниях). Отметим, для госкорпораций и госкомпаний возможность непосредственного участия в их деятельности президента не предусмотрена. В связи с этим можно сделать вывод, что самые затратные и ответственные государственные проекты будут реализовываться именно такими публично-правовыми организациями – деятельность которых будет контролировать глава страны.

Органами непосредственного управления публично-правовой компании будут выступать наблюдательный совет и также генеральный директор. В то же время, решением о создании публичного юрлица может быть предусмотрено создание правления публично-правовой компании (ст. 7 закона о публично-правовых компаниях).

Председатель и члены наблюдательного совета назначаются правительством, при этом сам орган управления наделяется довольно широкими полномочиями, среди которых:

При наблюдательном совете будет сформирован также комитет по аудиту, в задачи которого входит, в том числе, контроль финансовой дисциплины в публично-правовой компании. Одновременно члены наблюдательного совета наделяются довольно широкими индивидуальными правами. Так, они смогут получать информацию о деятельности компании, знакомиться со всеми без исключения документами организации, в том числе касающимися ее финансовой деятельности. Они будут вправе также оспаривать сделки и требовать применения последствий их недействительности (ч. 5-6 ст. 9 закона о публично-правовых компаниях).

Между тем генеральный директор, также назначаемый на должность правительством, будет выполнять функцию единоличного исполнительного органа публично-правовой компании. К его компетенции будут относиться вопросы руководства текущей деятельностью организации (ст. 12 закона о публично-правовых компаниях).

Экономическая эффективность деятельности

Разработчики закона о публично-правовых компаниях, проанализировав опыт работы госкорпораций и госкомпаний, большое внимание уделили вопросам планирования и финансовой дисциплины публично-правовых компаний. В частности, в законе, помимо закрепления непосредственно обязанности этих организаций разработать стратегию собственного развития, прописаны и принципы ее определения. В частности, предусмотрена обязанность наблюдательного совета проконтролировать, что в основу документа легли конкретные финансовые и инвестиционные показатели, анализ достижения которых станет основой оценки эффективности выполнения стратегии развития компании по итогам отчетного периода (ч. 1-2, ч. 4-5 ст. 14 закона о публично-правовых компаниях).

Кроме того законом о публично-правовых компаниях предусмотрен порядок ведения отчетности в этих организациях, в том числе прописаны общие правила составления годового отчета, а также раскрытия информации об их деятельности. Следует отметить, что годовой отчет компании будет направляться на рассмотрение президенту, в парламент, правительство и Счетную палату РФ. Добавим, что разработчики не обошли вниманием и общественность – годовой отчет подлежит опубликованию также на официальном сайте публично-правовой компании, одновременно экземпляр документа будет направляться в ОП РФ (ч. 1-2, ч. 7-8 ст. 15 закона о публично-правовых компаниях).

Также законодатель урегулировал вопросы использования временно свободных средств публично-правовых компаний. Так, инвестирование временно свободных средств публично-правовых компаний предписывается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. А перечень разрешенных активов, порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их инвестированием будет определять правительство (ст. 18 закона о публично-правовых компаниях).

***

Публично-правовые компании как новый тип некоммерческих организаций будут представлять собой довольно сложные юридические образования, наделенные компетенцией, далеко выходящей за пределы возможностей обычных бизнес-структур, в том числе и компаний с государственным участием. Создание и деятельность таких организаций потребует особо взвешенного подхода.

Как отмечают разработчики закона, документ был принят во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина в целях пересмотра подходов к созданию и функционированию государственных корпораций и создания унифицированных правил их деятельности. Поэтому можно предположить, что со временем такая организационно-правовая форма компаний с государственным участием станет преимущественной.

Документы по теме:

Читайте также:

Правительство РФ установило приоритет российских товаров в сфере закупок госкомпаний
Имеются в виду все виды закупок, кроме закупки у единственного поставщика.

Минфин России намерен ужесточить ответственность за уклонение от обязательного аудита

Минфин России намерен ужесточить ответственность за уклонение от обязательного аудита
В планах ведомства также пересмотреть круг субъектов, которые подлежат обязательному аудиту, ввести расширенный формат аудиторского заключения и т. д.

 

Госкомпании и госкорпорации могут стать объектами парламентского контроля

Госкомпании и госкорпорации могут стать объектами парламентского контроля
В этом случае, в частности, те организации, как минимум 30% уставного капитала которых принадлежат государству, будут представлять свои финансовые планы на рассмотрение профильными комитетами Госдумы.

 

https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-ultra-12000-65 https://svoymarket.com/moskva/oborudovanie/mashina-moyki-yashchikov-asp-mmot-150-214 https://svoymarket.com/volgograd/elektroinstrumenty/arenda-prokat-otreznaya-pila-betonorez-hitachi-137 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-voltron-2000-hp-31 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-asn-9000-52 https://svoymarket.com/mytishchi/izgotovlenie-na-zakaz/montazh-pristroek-k-dachnomu-domu-120 https://svoymarket.com/egorevsk/perevozki/vyvoz-vynos-hlama-iz-kvartir-v-egorevske-167 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-voltron-15000-hp-36 https://svoymarket.com/moskva/elektrika/trehfaznyy-gibridnyy-stabilizator-energiya-hybrid-150000-3-101 https://svoymarket.com/chita/stroymaterialy/but-kamen-optom-ot-proizvoditelya-211 https://svoymarket.com/saratov/otoplenie-i-ventilyaciya/teplyy-pol-spyheat-shd-15-150-0-9-1-2-m2-150-vt-10-metrov-188 https://svoymarket.com/moskva/elektrika/trehfaznyy-gibridnyy-stabilizator-energiya-hybrid-100000-3-100 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-voltron-1500-hp-30 https://svoymarket.com/volgograd/izmeritelnye-instrumenty/prodayu-nivelir-opticheskiy-novyy-141 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-hybrid-3000-u-24 https://svoymarket.com/moskva/elektrika/trehfaznyy-stabilizator-resanta-asn-20000-3-em-88 https://svoymarket.com/moskva/oborudovanie/sanpropusknik-odnostoronniy-asp-hl-03-ekonom-222 https://svoymarket.com/moskva/elektrika/invertory-rucelf-upi-500-12-e-204 https://svoymarket.com/moskva/delovie-uslugi/redaktor-kopirayter-korrektirovshchik-tekstov-253 https://svoymarket.com/novosibirsk/remont-i-stroitelstvo/remont-teplicy-montazh-192 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-voltron-8000-hp-34 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-asn-500-38 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-ultra-20000-69 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-voltron-10000-hp-35 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/resanta-lux-asn-2000n-1-c-13 https://svoymarket.com/moskva/avtomobili/kompaktven-miniven-toyota-tank-kuzov-m900a-modifikaciya-x-s-gv-2019-163 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/resanta-asn-10000-1-c-9 https://svoymarket.com/moskva/elektrika/trehfaznyy-stabilizator-resanta-asn-6000-3-em-84 https://svoymarket.com/tyumen/otoplenie-i-ventilyaciya/teplyy-pol-ekoondol-oe11-3500mm-191 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-classic-7500-60 https://svoymarket.com/volgograd/elektroinstrumenty/arenda-prokat-promyshlennyy-pylesos-130 https://svoymarket.com/moskva/delovie-uslugi/redaktor-kopirayter-korrektirovshchik-tekstov-253 https://svoymarket.com/sankt-peterburg/drugoe/zhurnal-registracii-temperatury-i-vlazhnosti-vozduha-40-listov-241 https://svoymarket.com/volgograd/elektroinstrumenty/arenda-prokat-apparat-svarochnyy-invertornyy-patriot-127 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/pomoshch-lyudyam-243 https://svoymarket.com/sankt-peterburg/predlozheniya/obshchiy-zhurnal-rabot-prilozhenie-1-k-prikazu-ot-2-dekabrya-2022-g-n-1026pr-60-listov-239 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/resanta-asn-1500-1-c-4 https://svoymarket.com/moskva/elektrika/invertory-energiya-ibp-garant-500-232 https://svoymarket.com/moskva/delovie-uslugi/perevody-na-ispanskiy-s-ispanskogo-yazyka-ustno-i-pismenno-119 https://svoymarket.com/novosibirsk/remont-i-stroitelstvo/remont-teplicy-montazh-192 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-asn-1500-42 https://svoymarket.com/moskva/prodazha-kvartiri/kvartira-3-komnaty-85-m2-agent-254 https://svoymarket.com/mytishchi/izgotovlenie-na-zakaz/montazh-pristroek-k-dachnomu-domu-120 https://svoymarket.com/moskva/oborudovanie/lentochnaya-pila-dlya-raspilovki-na-polutushi-freund-sb-46-08-213 https://svoymarket.com/volgograd/elektroinstrumenty/arenda-prokat-perforatora-makita-134 https://svoymarket.com/moskva/remont-i-stroitelstvo/remont-stankov-kzh-rt-kzts-rafamet-pressov-pb-pa-domkratov-110 https://svoymarket.com/chita/stroymaterialy/pesok-stroitelnyy-optom-ot-15-t-209 https://svoymarket.com/krasnodar/delovie-uslugi/reklamnoe-agentstvo-v-krasnodare-i-krasnodarskom-krae-zakazat-naruzhnuyu-reklamu-265 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-asn-500-n-39 https://svoymarket.com/moskva/drugoe/energiya-asn-8000-n-51
Бизнес площадка и доска объявлений нового поколения!Откройте свой онлайн-магазинСвой личный блогПокупайте и продавайте товары безопасно!
https://films.stroy-tek.su
https://www.stroy-tek.su
https://utorrentfilmi.stroy-tek.su
https://steambuy.stroy-tek.su
https://tsargrad.stroy-tek.su
https://60-minut.stroy-tek.su
https://100ballnik.stroy-tek.su
https://rufilmtv.stroy-tek.su
https://sorokanews.stroy-tek.su
https://championat.stroy-tek.su
https://qostanay.stroy-tek.su
https://stoigr.stroy-tek.su
https://5finansymm.stroy-tek.su
https://arhtehnoplus.stroy-tek.su
https://koranchitat.stroy-tek.su
https://blogfreo.stroy-tek.su
https://more-novinok.stroy-tek.su
https://certificatione.stroy-tek.su
https://bellady.stroy-tek.su
https://sexgorod.stroy-tek.su
https://kokose.stroy-tek.su
https://protinok.stroy-tek.su
https://sexdoma.stroy-tek.su
https://sexreal.stroy-tek.su
https://pornrusskoe.stroy-tek.su
https://abc001.stroy-tek.su
https://fapguru.stroy-tek.su
https://pornoall.stroy-tek.su
https://0porno.stroy-tek.su
https://prosto.stroy-tek.su
https://pornolabe.stroy-tek.su
https://etotope.stroy-tek.su
https://pornohui.stroy-tek.su
https://sexsosedki.stroy-tek.su